В связи с вопросами жителей о том, как работает МосОблЕИРЦ и как происходят начисления за ЖКУ, платежный агент разъясняет, как и на основании чего производятся начисления и расчеты в ЕПД.
Как начисляется плата за ЖКУ? Единый платежный документ – это документ, где сведены воедино несколько отдельных счетов на оплату услуг от различных поставщиков: электроэнергии, тепла, воды, газа и т.д. Расчет начислений ведется по каждой услуге отдельно, в разрезе каждого поставщика, с учетом имеющихся задолженностей или переплат, на основании данных приборов учета, тарифов и нормативов. В графе «задолженность/переплата (-) на начало периода» клиент видит состояние оплаты каждой услуги. Переплата обозначена знаком «-».
При наличии переплаты, превышающей текущие начисления по какой-либо услуге, в графе «Итого к оплате» по данной услуге будет выставлен «0». Переплата по одной услуге (например, «холодное водоснабжение») на другие услуги (например, «электроснабжение» или «отопление») не распространяется.
Как это выглядит на примере? Допустим, зафиксирована переплата по услуге «холодное водоснабжение» 500 рублей, в текущем месяце за эту услугу начислено 250 рублей. С учетом переплат и начислений в текущем месяце житель оплатит за холодное водоснабжение 0 рублей. В следующем месяце стоимость услуги «холодное водоснабжение» будет уменьшена на сумму переплаты, и так до того момента, когда переплата станет равна нулю.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2012 №253, если поступившая сумма оплаты меньше начисленной, она распределяется пропорционально по всем видам услуг. Внося меньшую сумму и произвольно вычеркивая из платежного документа какую-то услугу, абонент полагает, что не оплачивает ее. Однако платежная система распределяет деньги пропорционально всем услугам. Единственное исключение - плата за добровольное страхование, в связи с чем в ЕПД включаются две суммы: с учетом и без учета платы за страховку.
Как производятся перерасчеты?
МосОблЕИРЦ корректирует начисления по обоснованному обращению клиента.
В случае, если клиент считает, что начисления произведены некорректно, ему необходимо, взяв с собой подтверждающие документы, прийти в офис расчетного центра.
Процесс начислений и расчетов строго регламентирован, в том числе и по времени. Есть период сбора данных, период расчетов и начислений. Например, в ЕПД за июнь клиент обнаружил некорректные суммы к оплате по холодной воде и представил правильные показания своего счетчика. На этом основании менеджер расчетного центра произвел перерасчет и направил информацию в процессинговый центр - туда, где централизованно формируются все платежные документы. Внести изменения в сформированный ЕПД невозможно: расчетный период закрыт, начисления уже произведены. Соответственно, перерасчеты по услуге «холодное водоснабжение», произведенные в июне, отразятся в платежном документе за июль
Такая система, когда коррективы оперативно вносятся в базу данных, но отражаются в следующем расчетном периоде, позволяет минимизировать многие риски, связанные с недостоверностью данных (например, плательщик самостоятельно рассчитал сумму за водоснабжение, исходя из тарифа и норматива, но тариф поменялся), и тщательно перепроверить цепочку начислений и платежей по нескольким услугам за долгий период.
Откуда берутся услуги в едином платежном документе?
Услуги включаются в ЕПД на основании договоров на организацию расчетов. В настоящий момент МосОблЕИРЦ в Химках является платежным агентом для 5 управляющих организаций, АО «Мосэнергосбыт», Фонда капитального ремонта Московской области, также для прямых поставщиков услуг (домофоны, антенны, страхование и тд.) и производит начисления и расчеты по поручению контрагентов по договорам строго в соответствии с законодательством.
Стоимость услуг МосОблЕИРЦ.
У управляющей компании или ресурсоснабжающей организации есть право выбора: организовывать собственную рассчетно-кассовую службу, со штатом менеджеров, кассиров, экономистов, с печатью и доставкой ЕПД, с банковским обслуживанием клиентов, или передать эти функции профессиональному платежному агенту. К настоящему моменту более пятисот УК и РСО уже приняли решения в пользу МосОблЕИРЦ и заключили договора на организацию расчетов за ЖКУ.
Стоимость услуг расчетного центра рассчитана и экономически обоснована, рекомендована «Единым порядком взаимодействия и информационного обмена ЕИРЦ с организациями…» (утвержден распоряжением Министерства ЖКХ Московской области 4.10.2016 №192-РВ). Услуги абонентского обслуживания ЕИРЦ входят в тариф на содержание и ремонт жилого помещения.
Как распределяются средства по поставщикам ресурсов и услуг?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» МосОблЕИРЦ перечисляет денежные средства согласно указаниям управляющей организации, в сроки, установленные действующим федеральным законодательством.
Как реализуется «расщепления платежей»? Ресурсоснабжающие организации, поставщики ресурсов и расчетный центр заключают соглашения, по которым средства, поступившие от плательщиков, расщепляются до тарифной составляющей услуги. Эти средства МосОблЕИРЦ в предусмотренных соглашением долях напрямую направляет в РСО 1-го уровня (теплосеть, энергосбыт, водоканал), поставщикам ресурсов, управляющим компаниям (за оказанные услуги по содержанию жилого фонда).
По информации службы корпоративных коммуникаций ООО «МосОблЕИРЦ»